В 2021-2026 гг. в школе будет реализовываться инновационный проект «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра» .
Цель инновационного проекта:
создание и внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
Задачи:
1.Разработать и дать научное обоснование модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра;
2.Выявить структуры социального и эмоционального интеллекта, отстающие в развитии у обучающихся с нарушением слуха, определить личностные особенности данной категории детей, препятствующие их успешной социализации и требующие коррекции;
3.Изучить возможности психологического интегративного театра как средства коррекции социального и эмоционального интеллекта, личностных особенностей обучающихся с нарушением слуха;
4.Изучить возможности психологического интегративного театра как метода профессионального развития студентов-психологов и студентов-социальных работников;
5.На основе научных исследований разработать и внедрить модель социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра;
6.Определить критерии и показатели эффективности внедрения модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра;
7.Оценить результативность внедрения модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра;
8.Разработать образовательную программу объединения по интересам «Психологический интегративный театр»;
9.Разработать методическое пособие для педагогов учреждений образования по организации работы психологического интегративного театра как средства социализации и реабилитации обучающихся.
Актуальность. В настоящее время в Республике Беларусь успешно реализуется вариативный подход к образованию и социализации лиц с особенностями психофизического развития. Это создает предпосылки для достижения такой цели устойчивого развития, содержащейся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
Адаптация и интеграция в общество обучающихся с нарушением слуха выступают основной целью их обучения и воспитания. Трудности, которые дети с нарушением слуха испытывают в развитии коммуникативных навыков, формировании эмоционально-волевой сферы, влияют на их социальное и личностное развитие. Особое значение проблема социализации приобретает для детей с нарушением слуха, обучающихся в учреждениях специального образования в силу ограниченности социальных контактов обучающихся. С целью эффективного включения в социум детей с нарушением слуха необходимо создавать специальные условия для постепенного овладения ими общественно значимым опытом поведения, нормами культуры, общения, формирования коммуникативных навыков. Для развития обучающихся как полноценных личностей необходим процесс гуманизации среды, предусматривающий как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех членов общества, создание социальных отношений. Одним из наиболее эффективных способов передачи социального опыта, формирования коммуникативной культуры является взаимодействие согласно принципу «равный обучает равного», который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных».
В решении проблемы повышения эффективности социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха существенную роль может сыграть такая форма работы с ними, как психологический интегративный театр, который выступит в качестве средства коррекции социального и эмоционального интеллекта, личностных особенностей, формирования коммуникативной культуры обучающихся с нарушением слуха.
Основная идея инновационного проекта заключается в разработке и внедрении модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра с целью коррекции их социального и эмоционального интеллекта и особенностей развития личности, препятствующих успешному включению в социум.
С обучающимися будет организована деятельность по созданию психологического интегративного театра, в ходе которой дети с нарушением слуха улучшат навыки социального взаимодействия, научатся выражать свои собственные эмоции более конструктивными способами через средства искусства. В ходе реализации проекта прогнозируется коррекция самооценки, образа «Я» обучающихся, формирование навыков рефлексии и эмпатии, навыков понимания и выражения эмоций и повышение эффективности их взаимодействия с нормотипичными сверстниками и взрослыми.
При этом в ходе реализации модели педагоги повысят уровень интеграции собственных психолого-педагогических и дефектологических знаний в единый комплекс, что будет способствовать повышению эффективности работы по социализации и реабилитации обучающихся.
У родителей учащихся с нарушением слуха, в свою очередь, снизится уровень психической травмированности в силу осознания ими новых возможностей своих детей, способствующих более продуктивной интеграции в социум в соответствии с их потенциалом. Законные представители получат неоценимый опыт преодоления восприятия себя как родителя «особого ребенка».
Предполагаемые результаты:
определение методик для диагностики особенностей личности, социального и эмоционального интеллекта обучающихся с нарушением слуха;
разработка алгоритма организации деятельности психологического интегративного театра как формы работы с обучающимися с нарушением слуха с целью повышения эффективности их социализации и реабилитации;
разработка образовательной программы объединения по интересам «Психологический интегративный театр»;
формирование у педагогов профессиональных компетенций по созданию условий для творческого самовыражения обучающихся средствами психологического театра;
разработка методического пособия для педагогов учреждений образования по организации работы психологического интегративного театра как средства социализации и реабилитации.
КОНСУЛЬТАНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Шатюк Татьяна Георгиевна,
заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины», кандидат педагогических наук, доцент.
Программа инновационной деятельности
Календарный план инновационной деятельности 2021-2022
Справка о результатах реализации инновационного проекта в 2021/2022 учебном году
Календарный план инновационной деятельности 2022-2023
Справка о результатах реализации инновационного проекта в 2022/2023 учебном году
Календарный план инновационной деятельности 2023-2024
Справка о результатах реализации инновационного проекта в 2023/2024 учебном году
Календарный план инновационной деятельности 2024-2025
Справка о результатах реализации инновационного проекта в 2024/2025 учебном году